Поехали: репортаж о работе агрегата для депарафинизации скважин

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются газовики при разработке месторождений и транспортировке нефтепродуктов, — отложения парафина на стенках трубопроводов. Для борьбы с подобными загрязнениями используют разные средства. Самое эффективное из них — это агрегат для депарафинизации скважин на шасси грузового вездехода. Одна из таких машин поступила недавно на баланс Управления технологического транспорта и спецтехники ООО «Газпром добыча Краснодар». О ее особенностях и характере — в нашем репортаже.

Раннее апрельское утро. Мы подъезжаем к узлу подключения шлейфа скважин (УПШС) № 2 Нефтяного промысла № 6 (НП-6) Общества, расположенного в станице Черноерковской Славянского района. Агрегат для депарафинизации скважин и автоцистерна уже готовы к работе. Обе машины — новые, поступили на баланс предприятия в конце прошлого года. Нас встречают машинисты — Михаил Андрейченко и Виктор Головко.

Знакомимся со спецтехникой. Агрегат депарафинизации передвижной модернизированный (АДПМ) на базе вездехода КамАЗ-43118 — это большой мобильный комплекс. Он весит 25 тонн и способен передвигаться со скоростью до 70 км/ч. Работает на дизельном топливе при температуре окружающего воздуха от —45 до + 45 °С. Задача на объекте — очистить нефтепровод от парафиновых отложений, мешающих транспортировать нефтегазоконденсатную деэтанизированную смесь (НГКС) по системе промысловых трубопроводов Прибрежного месторождения. В помощь — автоцистерна на шасси «Урал».

Девяносто под тридцать

Машинист внимательно следит за такими показателями, как температура нагрева масла и давление топлива.

Машинист внимательно следит за такими показателями, как температура нагрева масла и давление топлива.

Михаил Андрейченко и Виктор Головко «подбивают» один трубопровод АДПМ к узлу переключения шлейфа скважин, другой — к автоцистерне, наполненной технической водой. Насос передвижного комплекса начинает подавать жидкость в котел. Оттуда нагретая до 95 °С вода под давлением 30 атмосфер нагнетается в нефтепровод. В результате парафиновые отложения на стенках трубы плавятся, а перепады давления на обрабатываемом участке трубопровода, соответственно, снижаются.

Переходим в кабину КамАЗа: видим щитки с элементами управления и контрольно-измерительными приборами. Машинист здесь внимательно следит за такими показателями, как температура нагрева масла и давление топлива. А когда видит, что назревает аварийная ситуация, — делает все возможное, чтобы ее предотвратить. Да, автоматическая система безопасности АДПМ способна решить ряд проблем самостоятельно, однако во всем полагаться на нее нельзя. Михаил поясняет:

«Самое опасное, когда в трубопроводе скопился большой объем плавленого парафина. Тогда может произойти резкий скачок давления, что потребует моментальной реакции и экстренных действий. А для этого на контроле должны быть не только показатели приборов в кабине агрегата, но и непосредственно та зона, в которой трубопровод АДПМ подключен к узлу переключения шлейфа. Ты обязан успевать следить и там, и там».

Водители мото-часов не наблюдают

Машинисты спецтехники рассказали, что ежедневная очистка нефтепровода на объектах предприятия занимает 8 мото-часов. Иными словами, это период времени, в течение которого работает двигатель спецтехники. Бесперебойности этого процесса способствует вторая автоцистерна предприятия объемом 23 м³, подвозящая дополнительную техническую жидкость. Таким образом, в течение дня расходуется около 50–60 м³ воды. Михаил рассказывает:

«Мы работаем в основном с нефтепроводами и шлейфами на НП-6 — либо согласно плану профилактических мероприятий, либо на участках, где в трубопроводе был обнаружен перепад давления».

Дельные советы

Михаил Андрейченко управляет спецтехникой c 22 лет. Начинал с передвижных паровых установок (ППУ), затем перешел на агрегаты для депарафинизации скважин. Сейчас его водительский стаж — 35 лет. В прошлом году он пересел с «ветерана» — АДПМ на базе «Урала» — на аналогичный агрегат на шасси КамАЗ. Говорит, что по ряду показателей новая машина «лучше и приятнее». Кабина больше, комфортнее, а в целом — «мягче» управление и маневренность, проще обслуживание. Наш герой заключает:

«Принцип работы АДПМ и пэпэушек — одинаковый, но характер, особенности у каждой машины в отдельности — разные. Об этом в нашей профессии важно помнить, а если что-то непонятно — внимательно слушать советы более опытных товарищей. Здесь главное — это правильные знания и желание трудиться. И тогда все будет хорошо, я так считаю».

Справка

ООО «Газпром добыча Краснодар» — 100% дочернее общество ПАО «Газпром». Основные виды деятельности: добыча, подготовка и транспортировка углеводородного сырья, организация проведения геологоразведочных и буровых работ, обустройство и эксплуатация газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений, капитальное строительство объектов газовой промышленности.

Производственно-хозяйственную деятельность компания ведет на более чем 70 месторождениях. Эксплуатационный фонд скважин составляет порядка 1200 единиц. В состав Общества входит девять филиалов, в том числе три газопромысловых управления. Численность персонала более 3800 человек.

Регионы присутствия по направлениям: южное (Краснодарский край, Ростовская область, Ставрополье, Республики Адыгея и Калмыкия), северное (Республика Коми и Ненецкий автономный округ) и восточное (Красноярский край). Головной офис находится в Краснодаре.

Пресс-служба ООО «Газпром добыча Краснодар»
_________________________________________________
+7 (861) 200-49-00 добавочный 35–720
+7 (861) 213-10-97 (с пометкой «для пресс-службы»)
a.starkov@kuban.gazprom.ru